64.47
71.53
18.28
Общины

На руинах Большой Любавичской синагоги в Витебске установили мемориальную доску

В начале ХХ века Витебск входил в десятку городов с наибольшим количеством еврейского населения. Первые иудейские кварталы стали возникать здесь еще в 1551 году. Уже к 1627 году количество витебских евреев так возросло, что представители общины легко получили официальное разрешение на строительство синагоги. В конце ХVIII века Витебск и вовсе превратился в один из крупнейших центров хасидизма в Беларуси.

Сегодня в Витебске осталось последнее аутентичное здание каменной синагоги, расположенное на улице Революционной (бывшей Большой Ильинской), недалеко от музея Марка Шагала на Покровской улице.

Вопрос восстановления исторического объекта поднимался в 2000-х годах. Но реставрационные работы так и не начали.

Летом 2019 года на руины старой синагоги снова обратили внимание. А 7 июля во дворе заброшенного здания прошел воскресник. После уборки участники акции установили информационную доску «Рядом с нами — необычный памятник старины» с изображением синагоги от 1931 года.

1-91.jpg

Кроме того, на табличке можно увидеть печать правления синагоги, фотографию 80-х годов и современную фотопроекцию Виктора Борисенкова.

JoZw_iUM0PQ.jpg

На улице Революционной в Витебске находится действительно уникальное здание. Кирпичные стены, увенчанные фронтоном, когда-то были одной из 74 синагог и еврейских молитвенных домов города, действовавших в начале XX века. И только это культовое здание сохранилось до сегодняшних дней.

История Большой Любавичской синагоги началась на рубеже XIX-XX веков. Название культового строения свидетельствовало о том, что верующие, которые её посещали, были приверженцами любавичского хасидизма – мистического течения в иудаизме, возникшего в конце ХVIII века.

Всего в Витебске было шесть Любавичских синагог и молитвенных домов, Большая же являлась самой старой из них. Располагалась она на улице, которая в те времена называлась Большой Ильинской, в здании под № 12. Правление синагоги имело собственную печать, украшенную растительным орнаментом: на ней были помещены название и адрес.

С установлением советской власти в 1917 году для синагоги наступили не лучшие времена. В марте 1922 году, во время кампании по конфискации ценностей в пользу голодающих Поволжья, отсюда были вывезены серебрянные украшения от свитков Торы: две короны и две таблички с дарственными надписями.

В 1924 году в культовом здании вообще проживали евреи – беженцы из Литвы, которые покинули родину ещё во время Первой мировой войны.

Во второй половине 1920-х годов Большая Любавичская синагога ещё действовала, сюда приезжали магиды из разных уголков Советского Союза. Например, летом 1925 года её посетил странствующий проповедник Абрам Рабинович, который до этого побывал в Полоцке и Костроме.

16 апреля 1929 года Витебский окружной комитет КП(б)Б решил закрыть в городе четыре синагоги, в том числе и Большую Любавичскую, которую предполагалось переоборудовать под клуб деревоотделочников. Этот вопрос был рассмотрен 6 мая 1929 года на заседании Витебской окружной комиссии по отделению церкви от государства и уже на следующий день Витебский окружной исполнительный комитет одобрил передачу здания синагоги рабочим.

При осмотре здания в конце 1929 года представители от окружного инженера, Союза деревоотделочников и прочие уполномоченные особы отметили, что помещение не достаточно просторное для культурно-просветительного учреждения, но тем не менее не отказались от него.

Переоборудование культового здания под клуб длилось с декабря 1929 года до июня 1930 года. В синагоге вместо молельного появился зрительный зал со сценой с кинобудкой, а также библиотека. После Великой Отечественной войны здание использовалось в качестве склада, а потом и вовсе было заброшено.

678px-VPr-1931-10-03.jpg

Газета «Віцебскі пралетарый», 3 октября 1931 г. Перевод надписи с идиш: «Бывшая любавичская синагога. Сейчас образцовый клуб деревообработчиков»

Большая Любавичская синагога, несомненно, заслуживает восстановления, так как является прекрасным памятником архитектуры и интересным туристическим объектом. Если ей будет возвращено былое величие, то она будет привлекать и белорусских, и иностранных путешественников.

С инициативой, направленной на возрождение и новое использование разрушенного здания синагоги выступил музей Марка Шагала и социально-культурное учреждение «Vitebsk4.me».

Bezymyannyj-kollazh-10.jpgВ сентябре в оконных проемах на втором этаже здания планируют установить пять деревянных панелей с изображениями, которые перекликаются с бытовыми сюжетами работ Юделя Пэна. Над этим работают студенты-дизайнеры Европейского гуманитарного университета.

Источник: vkurier.by

Комментарии

Теги