63.13
70.64
17.83
Недельные главы
Рав Адам Давидов

Комментарий рава Адама Давидова к главе Торы «Бэхукотай»

– 1 –


Последняя глава Торы в книге «Ваикра» названа Бэхукотай.

«Если будете следовать Моим законам и хранить заповеди Мои, и исполнять их, то Я дам вам дожди вовремя, и земля принесёт урожай… Вы будете жить на своей земле в безопасности» (Ваикра, 26:3—5). Это значит, что Творец и Владыка Мира устранит все препятствия перед народом Израиля,  люди будут наслаждаться дарами природы, получат действенную защиту от эпидемий и будут жить в мире.

Они получат в своей жизни все блага этого мира для того, чтобы их сознание не имело препятствий на пути к совершенству. Благословенный, Создатель наш даёт в настоящее время все материальные блага ради Олам hа-ба,  Будущего мира (Рамбан, «Ваикра»).

Иноверцы тоже надеются на награду после смерти и морят себя голодом в подземельях монастырей или надевают пояс шахида и взрываются в толпе, чтобы их услаждали и поили вином загробные красавицы. Но народу Израиля за исполнение заповедей обещана при жизни, на земле, высшая награда – Шехина, постоянное Б-жественное присутствие. Как сказано : «И буду ходить среди вас, и буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом» (Ваикра, 26:12). 

Однако, предостерегает:

Если законами пренебрегать будете, и если отвергнет их ваша душа и нарушите завет с Творцом, на вас обрушится смятение. И сказал Он: «…буду ещё карать вас, семикратно за ваши грехи.  И сокрушу гордость могущества вашего, и сделаю ваши небеса как железо, а вашу землю как медь» (Ваикра 26:15-19).   И так далее.

Когда избранный народ теряет с Ним связь, и когда человечество отказывается признавать  Б-жественное управление миром, начинается «сокрытие Его лица», «hэстэрет паним». Сокрытие лица Б-га – трагедия не только для евреев, но для всего человечества («Даат твунот»).

Не будем перечислять все возможные несчастья, следует знать, что всё, сказанное в Торе, не проклятие, а предупреждение. Создатель наш наделил нас свободой выбора, поэтому всегда есть надежда, что добро, которое мы выбираем,  восторжествует над злом. Поэтому Он сказал: «И вспомню для них завет с предками…» (Ваикра 26:45).

Рабену Бахья бен Йосеф ибн Пекуда писал («Обязанности сердца»), что ничто в этом мире не случается без вердикта Творца, и ничто не случайно в нашей жизни. Рамхаль учил, что над еврейским народом распространяется «hашгаха клалит» (всеобщий надзор Небес), а над каждым человеком «hашгаха пратит» (индивидуальный надзор Небес). Когда мы забываем об этом, не стыдимся совершать проступки и даже преступления.

Время от времени над еврейским народом возникает угроза тотального уничтожения. Когда уже не остаётся надежды, приходит чудо спасения, и после тяжких потерь народ возвращается к жизни с просветлённой душой, так было после войны за независимость и после «шестидневной войны». Но, увы, возвращаемся к прежним ошибкам.

«Противны Всевышнему замыслы злодея, слова непорочных угодны ему» (Мишлей 15:26). Позор тому, кто славит себя, надеется на себя, и уверен, что завтрашний день в его руках. Это не нормально, это опасная болезнь. «Так сказал Г-сподь: проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чьё сердце удаляется от Г-спода» (Ирмияhу 17:5).

Когда юный Давид вышел на битву с хорошо вооружённым великаном Гольятом (Голиафом), в руке его кроме палки и пращи не было другого оружия, но уста его произнесли Имя Б-га, и он победил.

Тот человек, который полагается только на собственные силы или на  человека, даже на чрезвычайно сильного и наделённого большой властью, оскверняет Имя Всевышнего.

Когда медицина бессильна при лечении таких болезней, как диабет, рак костного мозга, астма, псориаз или шизофрения, невежественный человек ищет защиты у знахарей и колдунов. Не помогут они, только при содействии Творца врач может вылечить больного. И только человек, обладающий «битахоном», полным и беспредельным доверим к Б-гу, вернётся к нормальной здоровой жизни. «Благословен человек, который полагается на Г-спода и чьей опорою будет Г-сподь» (Ирмияhу 17:7).

С давних времён страна Израиля притягивает к себе захватчиков, словно навозных жуков к тарелке с мёдом. По святой земле ходили и грабили евреев ассирийцы и персы, греки и римляне, арабы и турки, банды крестоносцев проливали здесь свою и чужую кровь.

Две тысячи лет тому назад в период правления Селевкидов греки запрещали евреям под страхом смертной казни исполнять заповеди Творца, изучать и читать Тору, как это издавна было принято – в субботу, во второй и в пятый день недели. Евреи поддавались чуждому влиянию, осваивали чужие законы и чужие традиции.

«Награды и наказания народу Израиля, само его пребывание в Эрец-Исраэль связаны с его поведением в этой стране» (Рав Ицхак Зильбер). Евреи обязаны были вернуться к законам Торы и просить о благополучии Израиля подобно Хизкияhу, царю Йерушалаима, который возложил на Всевышнего защиту жителей города от многочисленной ассирийской армии.

Это было мудрое решение – так он  город защитил и народ укрепил в вере. 

Еврейский народ выдержал множество страданий от преследований христиан и мусульман и не озлобился. Ибо веками его питает надежда, что, в конце концов, человечество образумится и оставит гнусный образ жизни ради добра и любви. «Но народы земли пока ещё удерживаются от раскаяния и по общему согласию продолжают совершать преступления» (Рабену Бахья «Обязанности сердца»). 

Причину враждебного отношения к евреям следует искать в самом еврейском обществе. Сторожевые псы Всесильного кусают, когда оно терпимо к коррумпированным правителям и лживым судьям, к предателям и доносчикам, к ворам и сексуальным извращенцам, и нетерпимо к богобоязненным. Когда в стране десятки партий, «мифлагот» (производное от глагола «лефалег», что значит расколоть, разделить), и они, чтобы добиться преимущества и удовлетворить свою корысть, разделяют еврейский народ. Партии и секты, как мотыльки, приходят из небытия и исчезают. И люди подменяют законы Торы вседозволенностью, которую в средствах массовой информации называют демократией.

Желание «быть, как все» часто одолевает стыд, и вполне благоразумный человек отказывается покрывать голову, соблюдать законы субботы и отказывается от кошерной пищи. Отказывается от еврейского образа жизни.

«Четверо не удостоятся «шехины» (божественного присутствия): насмешники, лжецы, лицемеры и злоязычные» (Бавли, Санhэдрин 103а). Это те недуги, которые опасны для евреев в разных странах, об этом предупреждает пророк. И если болезнь будет прогрессировать, мы не обойдёмся без хирургического вмешательства Творца.

Мир держится на праведниках и на простых евреях, сохраняющих традиции. Это они  ежедневно обращаются к Всесильному со словами: «Мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать Тебе, что не совершали грехов и т.д.» (Таханун).

Их чистосердечное раскаяние защищает весь еврейский народ от наказания. «В то время, пока нет Храма, и нет жертвенника, искупление даётся только через раскаяние. Раскаяние искупает все прегрешения. Даже если все свои дни человек совершал злодеяния, а в последний момент раскаялся – не вспоминают ему никаких злодеяний» (Рамбам, Законы Раскаяния 1:8).

Благополучие Эрец Исраэль и благополучие еврейского народа зависит от нашего духовного и морального состояния. В прямой зависимости от этого Создатель, Хозяин земли, определяет нашу жизнь. Нам не следует волноваться и переживать об этом. Наше беспокойство должно быть направлено на то, чтобы мы тщательно исполняли заповеди, как  работники, которые получили задание на горе Синай.

 

– 2 –

 

Говорит Тора, что если человек из народа Израиля «по обету (дал недэр) посвящает какую-либо душу Г-споду» (Ваикра 27:2), может её выкупить.

Человек посвящал себя, своих детей или своё имущество Б-гу, но после каких-то событий или в силу обстоятельств изменил своё решение. В таком случае он должен был возместить свой  недэр деньгами.

Если это мужчина в возрасте от 20 до 60 лет, он мог внести за себя в Храм 50 священных шекелей серебра (1 шек. = 9,6 грамма), если это женщина, то 30 шекелей серебра. Если ему или ей больше шестидесяти лет, то выкупить себя можно было  соответственно за 15 и 10 шекелей серебра. Недэр бедного человека коhен в Храме оценивал соответственно его возможности.

Каждый еврей, если он не коhен, обязан выкупить своего первенца, как сказано: «всякого первенца из сынов твоих выкупай» (Шмот 34:20). А царь Шеломо сказал: «Плод праведника – древо жизни…» (Мишлей 11:30). Плоды праведника – его дети, это и есть дерево жизни. А тот, у кого нет детей, горе ему, он подобен засыхающему дереву.

Мальчика в возрасте от 30 дней до пяти лет выкупали за пять шекелей, а девочку за три. Так как все первенцы изначально посвящены Б-гу, выкуп мальчика первенца по истечении 30 дней после рождения – закон Торы (Шмот 13:2,15).

Отец обязан выкупить своего первенца, первого, родившегося у матери, а мать не обязана. Если не выкупил отец, по просьбе матери это может сделать бет-дин, и может выкупить себя сам мальчик, когда ему исполнится 13 лет.

В субботы и праздники не выкупают первенца, но в холь hа-моэд это делать разрешено.

Коhену дают за мальчика пять серебряных монет (5 слаим) общим весом не менее 96,15 грамм или любую ценную вещь на эту сумму, но не недвижимое имущество и не банкноты или иные ценные бумаги.

Плод праведника – Тора, это древо жизни и существования мира. Беда, когда человек без Торы. Так Ифтах Гилади, главнокомандующий еврейской армии, на своё несчастье дал недэр: «Да будет так, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром (с победой) от Аммонитян, Г-споду я вознесу во всесожжение» (Шофтим 11:31). 

Он не подумал, что из ворот его дома может выйти навстречу ему собака, свинья или верблюд. Всевышний в наказание за этот недэр послал ему навстречу его любимую дочь.  Это стало уроком для всего народа Израиля.

«И вот, когда он увидел её, разодрал он одежду свою и сказал: увы, дочь моя, ты сразила меня и стала сокрушением моим! Я же отверз уста мои пред Г-сподом и не могу отречься» (Шофтим 11:35).

Если бы Ифтах следовал закону Торы, обратился бы к Пинхасу, Главному Коhену Израиля и отменил недэр. Сказал он: Я, словно король в Израиле, не пойду унижаться к коhену. А Пинхас сказал: «Я Главный Коhен в Израиле, не пойду унижать себя перед «ам hа-арец», перед невеждой».

Ифтах вскоре умер, а Пинхас после этого потерял «руах hа-кодеш», потерял связь с Б-гом. (Мидраш Танхума, Бэхукотай 5).

Любого человека можно было выкупить, но не осуждённого на смерть.

В наше время, когда человеку грозит смертельная опасность или болезнь, следует молиться за его душу и дать цэдаку, ибо «цэдака спасает от смерти» (Бавли, «Бава Батра» 9б).

Человек может посвятить Б-гу своё имущество, и оно приобретает статус святости. Как сказано: «Всё посвящённое – святая святых».

Чувство глубокой любви к Б-гу подвигает евреев вкладывать свои средства в строительство синагог и иешив, приобретать для общины свитки Торы, книги Талмуда,  hалахот и мидрашей, содержать раввинов и студентов, изучающих Тору. Так они спасают от смерти и от беды народ Израиля.

Всесильный сохранит и благословит вас и детей ваших. Амен.

hафтора главы Торы «Бэхукотай»

 (Ирмияhу 16:19-21; 17:1-14)

 

Страна Израиля притягивает к себе захватчиков, словно навозных жуков к тарелке с мёдом. По святой земле ходили и грабили евреев ассирийцы и персы, греки и римляне, арабы и турки, банды крестоносцев проливали здесь свою и чужую кровь. Две тысячи лет тому назад в период правления Селевкидов в Эрец Исраэль греки запрещали евреям под страхом смертной казни исполнять заповеди Творца, изучать и читать Тору, как это издавна было принято в шабат, во второй и в пятый день недели.

И тогда еврейские мудрецы постановили, чтобы вместо недельной главы Торы читали в субботу соответствующий раздел из книги пророков. Этот раздел называется «hафтара». Значение слова «hафтара» – освобождение, завершение, окончание, вывод, заключение. Слова пророков подводят итог нашим размышлениям над недельной главой Торы (Тосефта, «Мегила» 3:9-13).

Обязательное чтение Торы в субботу возобновили после освобождения Йерушалаима от греческих захватчиков и восстановления службы в Храме (Псикта де-рав Каhана). Вся глава делится на семь частей, «алийот» (восхождений к чтению Торы). Но того, кто поднимается после седьмой «алии» к «hафтаре», обязали читать «мафтир» – не менее трёх завершающих предложений (псуким) недельной главы Торы (Мишна «Мегила» 4:4). Эту заповедь следует тому, кто вспоминает своих близких в годовщину их смерти, и читать «мафтир» и «hафтару». Завершает чтение Торы «hафтара» также в праздники и 9 Ава.

В словах пророка Ирмияhу, дошедших до нас из глубин времён, глубокий смысл. И хотя нам трудно понять пророчества так, как их понимали его современники, для нас они не менее важные, так как объясняют корни наших проблем. 

Сказал Ирмияhу: 

– Бог сила моя и оплот мой, и убежище моё в день скорби! К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: «Лишь ложь наследовали отцы наши, суетных (идолов), от которых нет пользы».

Он сила и оплот еврейского народа. И твои силы умножит Всесильный, надёжной опорой будет тебе и от беды укроет, в Нём найдёшь убежище от несчастья (Раши). Обратятся к нам все народы земли с признанием, когда поймут, что произведения рук их, которые они боготворили,  никчемны.

Еврейский народ выдержал множество страданий от преследований христиан и мусульман и не озлобился. Ибо веками его питала надежда, что, в конце концов, человечество образумится и оставит гнусный образ жизни ради добра и любви. «Но народы земли пока ещё удерживаются от раскаяния и по общему согласию продолжают совершать преступления» (Рабену Бахья «Обязанности сердца»). 

Сказал Ирмияhу:

– Сделаешь ли себе богов, которые бессильны? Поэтому вот (сказал Всесильный), Я даю им знать, дам Я им узнать на этот раз руку Мою и могущество Моё, и будут знать они, что имя Моё – Бог.

Вожди народов Европы и Азии хватали крохи из великого еврейского наследия, искажали заповеди Творца и подменяли Его законы своими с ненасытной жаждой насиловать и убивать. В наши дни они от имени придуманных богов ведут войны за власть над миром.   Горе и беда распространяются от них по всей земле.  

Пророк предупреждает, что их сила не имеет основы, они тлен. «Ибо они поклоняются пустоте и тщете и молятся божествам, которые не спасают» («Алейну ле шабеах»). А Мальбим приводит слова царя Давида: «Г-сподь – свет мой и спасение моё. Кого мне бояться? Г-сподь – опора жизни моей. Кого страшиться мне? Когда приблизились ко мне злодеи, противники мои и враги мои, чтобы пожрать мою плоть,– они-то споткнулись и упали» (Теhилим 27:1-2).    

Сказал Ирмияhу:

– Грех Йеhуды написан железным резцом, алмазным острием; начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников ваших.

В чём же наша вина, за что нас преследуют из века в век, и вернувшимся из изгнания нет сегодня покоя на своей земле? Сказал раби Иеhуда: «В том, что служили открыто идолам разврата» (Ялкут Шимони, Ирмияhу 17). Ибо утверждают в Израиле пороки, которыми гордятся европейские народы и народы ислама. И оправдывают распутство, гомосексуализм и извращённый суд, словно города Сэдома восстали для них из руин.  

Сказал Ирмияhу:  

 –  И из-за себя самого будешь ты лишен наследия своего…

Слова пророка исходят прямо из Торы, недельная глава «Бэхукотай» и «hафтара» звучат в унисон: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои будете соблюдать и будете исполнять… водворю мир в стране» (Ваикра 26:3-6). И далее: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти… будете поражены врагами вашими, и будут властвовать над вами неприятели ваши» (Ваикра 26:14-17).

Причину враждебного отношения к евреям следует искать в самом еврейском обществе. Сторожевые псы Всесильного кусают, когда оно терпимо к коррумпированным правителям и лживым судьям, к предателям и доносчикам, к ворам и сексуальным извращенцам, и нетерпимо к богобоязненным. Когда в стране десятки партий, «мифлагот» (это слово – производное от глагола «лефалег», что значит расколоть, разделить), и они, чтобы добиться преимущества и удовлетворить свою корысть, разделяют еврейский народ. Партии и секты, как мотыльки, приходят из небытия и исчезают. И люди подменяют законы Торы вседозволенностью, которую в средствах массовой информации называют демократией.

Желание «быть, как все» часто одолевает стыд, и вполне благоразумный человек отказывается покрывать голову, соблюдать законы субботы и отказывается от кошерной пищи. Отказывается от еврейского образа жизни. «Четверо не удостоятся «шехины» (божественного присутствия): насмешники, лжецы, лицемеры и злоязычные» (Бавли, Санhэдрин 103а). Это те недуги, которые заражают евреев в разных странах, об этом предупреждает пророк.

Если болезнь будет прогрессировать, мы не обойдёмся без хирургического вмешательства нашего Творца.

Мир держится на праведниках и на простых евреях, сохраняющих традиции. Это они  ежедневно обращаются к Всесильному со словами: «Мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать Тебе, что не совершали грехов и т.д.» (Таханун). Их чистосердечное раскаяние защищает весь еврейский народ от наказания. «В то время, пока нет Храма, и нет жертвенника, искупление дается только через раскаяние. Раскаяние искупает все прегрешения. Даже если все свои дни человек совершал злодеяния, а в последний момент раскаялся – не вспоминают ему никаких злодеяний» (Рамбам, Законы Раскаяния 1:8). 

Слова пророка:

– Так сказал Г-сподь: проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чье сердце удаляется от Г-спода» (Ирмияhу 17:5).

Пророк говорил о правителях эпохи царей Израиля, обращавшихся за защитой в соседние страны. Но его слова были обращены также в будущее к евреям эллинистам, которые утверждали, что Птолемей и другие греческие правители, настоящие защитники Израиля. Они были уверены, что благополучие народа в покорности и в эллинской культуре, которая должна сменить устаревшую еврейскую традицию.

А возможно он предупреждал  военачальников Израиля, что  многомиллионная арабская армия потерпит поражение за шесть дней в 1967 году по воле Творца, а не от еврейской мощи. Именно так, несмотря на неумелое руководство, Бог защитил свой народ от врага, который многократно превосходил их живой силой и вооружением, и пользовался поддержкой огромной советской империи. В то время многие евреи ещё понимали, что победа была дарована свыше. Но со временем забыли и уверились, что сами могут обеспечить свою защиту.

Предупреждал мудрый еврейский царь Шеломо: «Чтобы только на Бога была надежда твоя, чтобы знал ты это всегда» (Мишлей 22:19).

Спорили двое в жаркий день, лёжа под старой яблоней. Сказал один: «Всё от Бога, и богатство, и нищета, и хлеб, и защита от врагов». Ответил ему его товарищ: «Всё от рук моих, и богатство, и защита от врагов, если не я за себя – кто за меня! Видишь на ветке большое красное яблоко? Разве съем его, если сам не сорву?»

Сказал и полез, высоко поднялся, ухватился за ветку, на которой держался плод, обломилась она, и упало яблоко в руки товарища, что сидел под деревом.

Рабену Бахья бен Йосеф ибн Пекуда писал («Обязанности сердца»), что ничто в этом мире не случается без вердикта Творца, и ничто не случайно в нашей жизни. Рамхаль учил, что над еврейским народом распространяется «hашгаха клалит» (всеобщий надзор Небес), а над каждым человеком «hашгаха пратит» (индивидуальный надзор Небес). Если мы забывает об этом, то не стыдимся совершать проступки и даже преступления. К сожалению, наша память слабеет, забываем и теряем защиту.

– Благословен человек, который полагается на Г-спода и чьей опорою будет Г-сподь (Ирмияhу 17:7).

Когда юный Давид вышел на битву с хорошо вооружённым великаном Гольятом (Голиафом), в руке его кроме палки и пращи не было другого оружия, но уста его произнесли Имя Бога, и он победил.

Мы знаем, что, увы, нет такой страны, где нет насилия и страха. А на нас нацелена ненависть многих народов. Нам следует просить о благополучии Израиля подобно Хизкияhу, царю Йерушалаима, который возложил на Всевышнего защиту жителей города от многочисленной ассирийской армии. Это было мудрое решение – так он  город защитил и народ укрепил в вере.  Замыслил Санхэрив, царь Ассирии, ограбить и уничтожить Израиль, и послал Равшаке с большим войском на Йерушалаим. Хизкияhу, царь Йерушалаима, молился и говорил: «А ныне, Г-споди, Боже наш, спаси нас, умоляю, от руки его; и узнают все царства земли, что только Ты, Г-споди, – Бог. И было в ту ночь: вышел ангел Всесильного и поразил в стане ассирийском 185 тысяч. И встали поутру, и вот, все они – мёртвые тела» (Мелахим 2, 19:19-35).

– Так сказал Г-сподь: «Проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чье сердце удаляется от Бога!»

Оскверняет Имя Всевышнего тот человек, который полагается на  человека, даже наделённого великой силой и властью. Когда медицина бессильна при лечении таких болезней, как диабет, рак костного мозга, астма, псориаз или шизофрения, невежественный человек ищет защиты у знахарей и колдунов. Медицина бессильна, но не Творец. Однако человека, обладающего «битахоном», полным и беспредельным доверим к Нему, Он возвращает к нормальной здоровой жизни. Этому есть множество примеров.

Были два еврея, которые болели астмой  тяжело и долго, и не было им излечения.  В синагогу они не ходили, шабат не соблюдали, но когда увидели, что  врачи не могут им помочь, пошли к  раби Саадиё.

Пришёл один и говорит:

– Раби, тяжко мне, дышать не могу, обессилел совсем, лучше смерть, чем такая жизнь. У медицины нет средства против моей болезни,  может быть, ты скажешь, что мне делать?

– Да, – ответил раби, – скажу, есть средство, есть излечение.

– О, раби! Говори скорее, на всё согласен, любые деньги заплачу.

– Средство такое: излечишься с Божьей помощью, если станешь исполнять все Его заповеди.

– Ты смеёшься надо мной, раби? Этих заповедей сотни, а я понятия не имею о них, как же стану исполнять,  это невозможно! Моей жизни не хватит на это…

Опустил он голову, заплакал и пошёл домой.

Постучался в дверь раби другой еврей и тоже обратился к нему за помощью.

– Раби, одолела астма,  ослаб совсем, хоть ложись и умирай, а медицина бессильна. Помолись за меня, может быть, Бог услышит твою молитву и пошлёт мне исцеление. А может быть, ты знаешь что-то такое, что поможет мне?

– Знаю и скажу тебе, что есть лекарство от болезни: излечишься с Божьей помощью, если станешь исполнять все Его заповеди.

– Правда? – обрадовался еврей. –  Спасибо, раби, спасибо тебе, побегу я…

Схватил он руку раби, поцеловал и поспешил домой. В этот же день он накупил в магазине множество книг, Танах, Мишну, Мидрашим, Шулхан Арух, вернулся к себе, разложил всё на большом столе и принялся за учёбу. Всю ночь просидел за книгами, наступил новый день, солнце поднялось высоко, когда он обратил внимание, что дышится ему легко, и оставила его проклятая болезнь.

Снова пришёл он к раби и кричит:

– Раби, ты сказал, что я буду здоров, когда исполню все заповеди Бога, а я уже здоров! Наверное, твоя молитва помогла…

– Нет, – ответил раби, – ты сам себе помог, так написано: «Изучение Торы равносильно исполнению всех заповедей».  Учись и будешь благословен.

Время от времени над еврейским народом возникает угроза тотального уничтожения. Когда уже не остаётся надежды, приходит чудо спасения, и после тяжких потерь народ возвращаемся к жизни с просветлённой душой, но увы, к прежним ошибкам. Для еврейской истории нет рационального объяснения.

«Противны Всевышнему замыслы злодея, слова непорочных угодны ему» (Мишлей 15:26). Позор тому, кто славит себя, надеется на себя, и уверен, что завтрашний день в его руках. Это не нормально, это опасная болезнь. Поэтому мы должны просить словами пророка:

– Исцели меня, Г-споди, и буду я исцелен; спаси меня, и я буду спасен, ибо Ты – восхваление моё (Ирмияhу 17:14).
Комментарии